Раз в месяц — на самом деле реже, но стремлюсь к этому — я у Астрид.
— У тебя грудная клетка стоит.
— Мышцы зажаты?
— Ну как тебе сказать, не только. Кости, мышцы, фасции. Напряжение в шее и воротниковой зоне начинается отсюда, с ребер.
Астрид делает массаж по авторской методике мягкими остеопатическими техниками. Никакой боли, только отдых. Легкими прикосновениями она расслабляет мои телесные зажимы. Ухожу бодрой пружинящей походкой, со свеже-пустой головой. Словно очистила свой разум от хлама, разобрала ментальный хот-спот.
Груз ответственности живет у меня на плечах, в напряженной шее, сжатых зубах.
Я не трудоголик и не перфекционист. Могу организовать себе помощь и отдых. Но это ощущение, что я всегда за все отвечаю, слишком часто со мной. По крайней мере в том, что касается меня, моей работы, дома и детей, а это немало.
Мне кажется, что я все время у руля и на веслах одновременно. Сама отвечаю и за стратегическое планирование, и за исполнение. Держу все в уме.
Все ли накормлены, кто из детей когда сходил последний раз в туалет?
А еще расписание их занятий, походы к врачам, книжки, которые им почитать. Параллельно размышляю об их психологическом комфорте и раскрытии их личностных потенциалов, и своего потенциала тоже.
Хватает ли у детей одежды к следующему сезону, они ведь все время растут?
Будет ли мужу что поесть, и когда у него футбол?
А еще мои консультации, присутствие в соцсетях, быт, физическое и душевное здоровье. А еще праздники и подарки, семейные дни рождений и визиты к бабушкам.
Да, нужно позвонить бабушке, но уже поздно — завтра!
Как в таких обстоятельствах почувствовать легкость?
У меня есть способ: иногда я заставляю себя расслабиться и позволить другим обо мне позаботиться. «Заставляю» — потому что мне это не просто. Привыкла делать сама все, что могу сама. Но в моей жизни это уже не работает — меня самой на все не хватает.
Вот я весной толкаю коляску через снежную кашу по щиколотку. Подхожу к нечищеному участку тротуара, на который сегодня с крыш сбросили снег и ледяные глыбы. Останавливаюсь и думаю вслух:
— Как же нам тут пройти?
И тут материализуется мужчина, который подхватывает на руки коляску с моим ребенком и несет через слякоть.
Не всегда рядом есть помощники. Но часто вокруг довольно много ресурсов. Важно научиться просить о помощи и принимать ее. Когда я вижу, что кто-то рядом готов помочь, я стараюсь отмечать для себя эту поддержку, запоминать, благодарить, напитываться ею. Так было не всегда. Мне пришлось этому учиться.
Здесь, на сайте, я выкладываю длинные статьи. Подписывайтесь на мой инстаграм, чтобы читать мои небольшие заметки и участвовать в обсуждении в комментариях.
Поссорились с дочкой. Я была неправа. Она написала мне злую записку и сказала, что не хочет меня видеть и слышать.
Два часа до отбоя. Детей обычно укладывает муж, но сегодня я с ними одна.
— А пойдемте есть блинчики?!
Идем в «Теремок» через дорогу от дома. Дети, с радостью соглашаются, а мне не придется готовить и иметь дело с грязной посудой.
— Мне нужно блинчик на постном тесте, но с ветчиной и сыром, три штуки, два морса, постный блинчик с клубникой, уху и салат «витаминчик».
Дети просили еще взять им по игрушке. Но тут Маша наехала на Федю на самокате. Федя ревет как сирена, беру его на ручки и пытаюсь сквозь рев закончить заказ. Забываю про игрушки.
Ставлю сына на пол, чтобы достать деньги.
— На, дай маме! — говорит ему мужчина лет шестидесяти, протягивая Феде десятирублевую монетку в надежде его успокоить. Федя действительно переключается и больше не ревет.
Вот мы уже сидим за столом, а этот же мужчина подходит к нам и протягивает две бутылочки с соком:
— Возьмите, так уж он жалобно плакал!
— Спасибо!
И вот мы сидим за столом, заставленным блинчиками. У детей по большому стакану морса и по бутылочке с соком. Маша оставляет сок на потом. Федя пьет по очереди то морс, то сок.
— Оранжевый! — радуется он.
— Да, апельсиновый.
А у Маши вишневый — ее любимый.
И, хоть нам и не нужен был сок, но в этом изобилии мне хорошо, спокойно. Я чувствую: кто-то увидел, что мне сложно, и обо мне позаботился. У нас больше, чем нужно — точно всего хватит. Один сок мы еще забрали с собой. Игрушки я тоже потом купила. Дети шли домой счастливые и быстро уснули.
Поддержка — это не тогда, когда тебя «жалеют». Хотя иногда и этого хочется.
Это совсем не тогда, когда критикуют и дают советы, даже из лучших намерений.
Я чувствую поддержку, когда кто-то «берет меня на ручки». В этот момент я могу расслабиться, ни за что отвечать, ничего не контролировать. И в этот момент я не хочу говорить о том, как и чего я хочу — пусть другой позаботится об этом.
Это как в классической сцене из кино. Герой, обессиленный, разочарованный, разбитый вваливается в бар и просит бармена:
— Налей чего-нибудь, покрепче!
Человек в нересурсном состоянии не просит клубничную маргариту с лимончиком и трубочкой. Он не просит смешать, но не взбалтывать. Он не готов рассказывать, как о нем позаботиться, ему просто нужна помощь.
Но как получить поддержку, где ее искать? Нужно всего лишь вовремя сказать себе: «Суши весла!» и перестать грести. Перестать стараться и контролировать. Признаться себе: «что-то мне тяжело», побыть в этом. И может быть рядом окажется кто-то, кто сейчас готов о тебе позаботиться. А может и нет. Но тогда тоже очень важно не бежать от своих чувств, прожить этот дефицит, не строить из себя супер-женщину, осознать свою потребность в поддержке. И тогда ты сможешь попросить помощи, когда рядом будет кто-то.
Расслабиться и отпустить весла я могу только тогда, когда для меня это безопасно. Когда рядом близкие или люди, в которых я уверена. Которые знают, что мне нужно. Когда я доверяю миру. Когда ценю и уважаю себя.
Я могу съездить к Астрид. И очень важно делать это не разово, а регулярно. Не тогда, когда моя батарейка на нуле, а заранее, профилактически.
Могу прийти к психотерапевту и выговориться. А лучше — назначить время регулярных встреч.
Попросить мужа: «Налей мне пожалуйста чай, так не хочу вставать». Договориться о разделении обязанностей, например, что он будет укладывать детей.
Это то, что я для себя организую намеренно.
А иногда поддержка приходит неожиданно. И я стараюсь отмечать для себя: можешь расслабиться, тут обо всем уже позаботились.
— Не беспокойтесь, мы все уберем, забудьте об этом!, — говорят мне в детском бассейне о бардаке после перекуса моих детей.
Мама одногруппницы моей дочки в детском саду взялась сделать для всех выпускные альбомы в детском саду, — а мне сейчас абсолютно не до этого, и я ее благодарю.
Дочка, протягивает мне кусок огурца на детском дне рождения, где кроме овощей полно сладостей, которые я не ем.
— Мама, вот, возьми, ты же это любишь?
А потом еще кусочек болгарского перца, и чайный пакетик, хотя я ни о чем не просила. Она ребенок и точно не должна обо мне заботиться, но от этого ее жеста мне приятно, тепло.
Вот оно, — расслабиться в чужих руках, довериться, отдать ведущую позицию. Наша жизнь — танец, в котором ведущая роль сменяется ведомой. Нам это необходимо, как вдох и выдох.
Нельзя быть одновременно ребенком и взрослым, сильным и слабым, заботиться и быть тем, о ком заботятся.
Обе роли хороши, приятны. Важно соблюдать между ними баланс.
Оно из моих самых любимых зрелищ, это когда я ставлю перед голодными детьми тарелки с чем-нибудь вкусным, что я сама для них приготовила. А они начинают это с аппетитом наворачивать. Я чувствую, что мою заботу принимают, что я — хорошая мама, что я напитываю малышей, помогаю им восполнять силы, расти. И от этого мне хорошо.
Заботиться — приятно. Положение человека, отвечающего за других, дает силу. Но дает ее в кредит. И потраченный ресурс надо как-то восполнять.
Когда у меня есть силы, я забочусь, помогаю. Когда нет — помогают мне.
Если вы читаете эти строки, скорей всего, вам есть о ком заботиться. А кто заботится о вас?
Кажется, только с рождением детей я начала учиться принимать помощь. И мне легче делать это там, где ее предлагают. А вот просить там, где не предлагают, там, где это может затруднить, где могу получить отказ, мне все еще бывает сложно. А вам?
Видите ли вы вокруг себя ресурсы для поддержки? Поделитесь, какие?
Будем на связи!
Подпишитесь на мою рассылку. Я присылаю дайджест с новостями блога: новыми публикациями, моими текущими проектами - вебинарами, онлайн курсами, прямыми эфирами. Письма приходят не чаще раза в месяц.