В настоящий момент я доступна только для онлайн-консультаций.

 

Работаю с детьми и родителями.

 

В работе с родителями, мы чаще всего решаем такие вопросы:

  • Я не получаю удовольствия от родительства. Что делать?
  • Меня тревожит что-то в ребенке, в своем состоянии, в наших отношениях.
  • Нужно принять какие-то важные решения, связанные с детьми, а информации не хватает.
  • Как договориться со своим внутренним перфекционизмом?
  • Что делать, если я не идеальный родитель? Как это пережить?
  • Мне трудно ладить с ребенком.
  • Как справиться со своей раздражительностью?

Родителям часто удобен онлайн-формат консультаций. Но иногда хочется сначала познакомиться лично. Тогда мы назначаем первую встречу в кабинете, а дальше работаем по skype.

 

С детьми наиболее частые запросы такие:

  • С ребенком происходит что-то непонятное, он странно себя ведет, испытывает эмоции, причина которых нам непонятна
  • Застенчивость
  • Агрессия
  • Страхи
  • В жизни ребенка произошли перемены и мы видим, что ему сложно дается адаптация к ним
  • Ребенок начал посещать в садик/школу и что-то пошло не так
  • Он ничего не хочет
  • Не слушается

 

Если ребенку меньше четырех с половиной лет, то обычно мы работаем с мамой или с обоими родителями.

На первую консультацию обычно приглашаю родителей вместе с детьми. Но возможны варианты.

 

Прежде чем вы придете ко мне на консультацию, мы можем созвониться или списаться по вотсапп и уточнить детали. Обычно это занимает не более пятнадцати минут. 

ЧАСТО ЗАДАВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ О КОНСУЛЬТАЦИЯХ

Как объяснить ребенку, зачем идти к психологу?

Что сказать ребенку перед походом к психологу?

Как проходит первая встреча

Можно ли говорить о проблемах ребенка при ребенке?

Онлайн консультации

Сценарии работы

 

Как объяснить ребенку, зачем идти к психологу?

С маленькими детьми проще: их можно просто привести. На первой консультации я спрашиваю детей, знают ли они, куда их привели и зачем. Знают не всегда. Поясняю, рассказываю.

 

Подростка просто так привести затруднительно. Нужно сначала договориться. Что вам может в этом помочь?

 

Когда подросток слышит, что его хотят отвести к специалисту, он может чувствовать, что с ним что-то не так, он какой-то не такой, неправильный, родителей не устраивает то, какой он. И это не может не вызывать тревогу и протест. 

 

Но правда в том, что вы всего лишь хотите помочь своему ребенку, сделать его жизнь легче, приятнее.

 

Чтобы дать ему это понять, хорошо использовать «я-сообщения»: расскажите подростку о том, почему бы вы хотели сходить с ним к психологу, начиная со слова «Я»:

— Меня беспокоит…

— Мне бы хотелось…

 

Дайте информацию. Расскажите, как проходит консультация. Расскажите, что психолог работает со здоровыми людьми и приведите примеры запросов, с которыми ходят к психологам.

 

Если вы сами ходите на терапию и готовы поделиться со своим ребенком, расскажите, что это вам дает, для чего вы ходите.

Можно привести примеры каких-то знаменитостей, которых ребенок уважает, и известно, что они посещают психолога.

 

Можно привести примеры ситуаций, когда можно справиться самому, но лучше обратиться к специалисту:

  • Можно починить машину самому, но, если ты не специалист, потратишь очень много времени и не факт, что сделаешь хорошо. Лучше обратиться в сервис. 
  • Когда плохо себя чувствуешь, можно загуглить симптомы и найти способы лечения. Но лучше пойти к врачу.
  • Можно одеваться со вкусом и следить за современными тенденциями моды, но круто, если есть возможность обратиться к стилисту. 

Так и с психологом. Психолог - специалист, который учится много лет, проходит личную терапию и супервизию, знает о закономерностях развития психики. Психолог не может сделать с тобой что-то против твоей воли. Хороший специалист будет сверяться с твоими целями и потребностями. Работа психолога направлена на поддержку клиента, на то, чтобы ему жилось легче и радостнее.

 

Можно договориться с ребенком или подростком сходить на одну консультацию, а потом предоставить ему решить, хочет ли он попробовать работать дальше. Даже одна консультация может сыграть положительную роль.

 

Можно оставить открытой дверь и предложить ребенку самому попросить записать его к психологу, если или когда он почувствует такую потребность. 

 

Если все же ребенок наотрез отказывается идти к психологу, а вас что-то беспокоит, идите сами. Вы сможете обсудить то, что вас тревожит, получить поддержку в родительстве и попробовать нащупать эффективные способы взаимодействия.

 

 

 

Что сказать ребенку перед походом к психологу?

Как объяснить ребенку, куда мы идем? - часто спрашивают родители, записываясь ко мне на первую встречу.

 

Когда я училась в школе, многие ученики, проходя мимо кабинета с табличкой «психолог» сдавленно смеялись и отпускали шуточки о том, что здесь работают с «психами». С удивлением узнаю, что и сейчас такое есть. Хотя психология стала популярной, и среди взрослых людей даже как-то модно упоминать свою терапию.

 

Тем не менее, ребенку важно знать, куда он идет с родителями. Поэтому я прошу родителей прямо сказать пред нашей первой встречей, куда они пойдут. И объяснить на уровне понимания ребенка, кто такой психолог:

 

Детский психолог - это такой человек, который с детьми играет, рисует, разговаривает. И помогает им узнать себя лучше, понять свои чувства и мысли, научиться выражать свои эмоции хорошим способом. Психолог помогает детям и родителям лучше понимать друг друга. Узнает, как живется ребенку, и вместе с ним и родителями ищет способы, чтобы ребенок чувствовал себя лучше. 

Вы можете показать ребенку фотографии моего кабинета, которые видите на этой странице, чтобы он примерно представлял, куда вы идете.

Можно в доступной форме рассказать ребенку, по какой причине вы решили с ним записаться к психологу.

 

Когда ребенок приходит ко мне, я в любом случае еще раз повторяю все это. Бывает, родители рассказали ребенку, куда пойдут. Но ребенок говорит, что не знает, куда и зачем его привели, и с удовольствием прослушивает этот рассказ снова. Я

предупреждаю ребенка, что первая встреча скорее всего будет скучной для него, и мы много будем разговаривать с родителями. И я буду также спрашивать о чем-то и его, а он, если захочет, может мне отвечать. Если мы договоримся о следующей встрече, мы уже будем играть с ним, и это будет более интересно.

 

 

 

Как проходит первая встреча

На первую встречу я приглашаю родителей или хотя бы одного родителя вместе с ребенком. На первой встрече мы просто разговариваем:

 

  • Знакомимся друг с другом, и понимаем, подходим ли мы друг другу. Не всегда так получается, что подходим, и это нормально.
  • Я узнаю о семье и о ребенке от момента его рождения и даже того, как протекала беременность мамы, и до настоящего момента. Спрашиваю о том, как ребенок появился в семье, как развивался, ходил ли в садик и как адаптировался, с кем живет, чем занимается, кто его значимые взрослые, как пошел в школу. Мне нужно восстановить линию жизни ребенка, а также отметить на ней важные события в истории его семьи. Часто это помогает прояснить, в какой момент ребенку не хватило поддержки, и он приспособился восполнять свои жизненно важные потребности своим способом. И это может быть такой способ, на который уходит очень много сил, и этой энергии не хватает в другой сфере жизни. Или это может быть, например, способ, который требует больших энергозатрат от родителей.
  • Другая важная задача - прояснить запрос родителей. Узнать в подробностях, чего бы им хотелось от моей работы, какие у нас будут задачи. Иногда этот запрос меняется в нашем разговоре.
  • После этого я могу дать первичные рекомендации, высказать несколько гипотез и предложить терапевтический маршрут. Терапия с детьми - это чаще всего краткосрочная терапия. То есть 8-10 сессий по 1 разу в неделю. Если мы сработались, по после завершения курса клиенты через некоторое время возвращаются, когда у них появились какие-то новые задачи. Обычно после первой встречи я провожу 3-4 сессии только с ребенком, и потом мы опять встречаемся вместе с родителями. Я рассказываю о том, что узнала о ребенке, о его сильных и слабых сторонах, даю рекомендации родителям, после чего мы намечаем дальнейшую работу.

 

Разобраться в характере, трудностях ребенка и, тем более, разрешить их за одну встречу вряд ли возможно. И обещать такое было бы самонадеянно и непрофесиионально. Иногда у родителей могут быть такие ожидания. И оправдать их я не могу. 

 

Значит ли это, что первая встреча сама по себе ничего не дает? Нет. Первая встреча с психологом помогает еще раз взглянуть со стороны на события вашей семейной жизни и, возможно, увидеть какие-то закономерности. Я помню, как сама после первого похода к психологу со своим ребенком ощутила поддержку, почувствовала, что я не одна со своими сложностями, и у моего ребенка будет дополнительная поддержка тоже. И это было большим облегчением. После того, как вы уделили внимание и час времени сложностям, которые есть в вашей жизни, обсудив это со специально обученным человеком, который находится вне вашей семейной системы, что-то уже начинает меняться. 

 

 

 

Можно ли говорить о проблемах ребенка при ребенке?

Часто у родителей возникает вопрос: а можно ли говорить о проблемах с ребенком при ребенке?

Я считаю, что можно. Не вижу причин, почему не говорить о том, что вас беспокоит, при ребенке.

 

Ниже объясню почему. Бывают и исключения:

  • Когда в семье происходит что-то тяжелое, о чем взрослый пока не понимает, как говорить с ребенком.
  • Когда в семье какая-то запутанная история, связанная с отношениями между взрослыми. И трудно отделить то, что для ушей ребенка подходит, от остального. 
  • И просто когда родителям сложно сказать то, что они хотят, при ребенке, и есть потребность в отдельной консультации без ребенка.

Тогда мы договариваемся о первой встрече без ребенка - это не проблема. Или можем списаться, созвониться и обговорить моменты, которые беспокоят и которые, возможно, ребенку слышать не нужно.

 

В остальных случаях говорить при ребенке, и включая ребенка в обсуждение, можно и нужно. 

  • Часто именно тайны и недоговоренности могут вредить семейной атмосфере. И дети чувствуют, что родители что-то скрывают, недоговаривают. И тратят много энергии на то, чтобы не поднимать эти вопросы. И фантазируют про себя вещи намного хуже, чем то, что есть на самом деле. Детское мышление эгоцентрично. И ребенок считает именно себя причиной всего, что вокруг происходит. Если происходит что-то не то, считает себя «неправильным».
  • Кроме того, довольно сложно наладить что-то, не разговаривая об этом. Я не могу просто “поколдовать” над ребенком, и “починить” его без упоминания о семейных сложностях.
  • Важная цель терапии - наладить коммуникацию в семье. Чтобы дети и родители могли свободно разговаривать и обсуждать то, что их волнует. Этому мы и учимся в кабинете психолога.

 

Моя задача во всем этом: 

  • Помочь детям и родителям сформулировать свои претензии в хорошей форме, без ядовитой критики и обвинений.
  • Дать каждому возможность высказаться.
  • Сохранить авторитет родителей и при этом дать слово и ребенку.

 

 

Онлайн консультации

Со времени начала пандемии стало ясно, что онлайн работа с детьми не только возможна, но и продуктивна. И, если раньше я работала онлайн только с родителями, то теперь и с детьми тоже.

 

Онлайн консультации для детей обычно короче: 30-45 минут.

По обе стороны экрана мы рисуем, лепим. Я показываю игрушки, которые ребенок выбирает. Ребенок может принести к экрану свои игрушки. Мы разыгрываем с ними сценки, отрабатываем разные варианты взаимодействия. Я показываю теневой театр, истории для которого мы придумываем вместе с ребенком. За время пандемии появились такие инструменты как онлайн-песочница и онлайн кукольный домик.

 

Конечно, не всем детям такой способ общения подходит. И зависит это не только от возраста. Младшему из моих онлайн-клиентов было 5 лет. Но некоторым детям и в 10 работать онлайн сложно. В среднем онлайн работа подходит для детей лет с 7. Особенно интеллектуальным, усидчивым детям с 5-6. У подростков, как правило, такая форма работы не вызывает затруднений.

 

Для онлайн-консультаций необходимы хороший интернет и пространство, где ребенка не будут беспокоить. Также я прошу родителей помочь ребенку подготовить материалы для творчества или игрушки.

 

Когда онлайн-работа незаменима:

  • Для русскоязычных детей за границей. Психологическая помощь там дороже и часто возможна только на иностранном языке. Кстати, у меня есть и опыт работы с подростком на английском. Это я тоже могу.
  • Когда нет возможности прийти на очную консультацию, во время карантинов.
  • Когда мы планируем с родителями отдельную встречу без ребенка, иногда проще провести ее онлайн. Особенно удобно это для родителей маленьких детей.

 

Честно говоря, мне онлайн консультации даются сложнее, я больше устаю на них. Приходится напряженно вслушиваться, чтобы услышать все, что говорит клиент. Неудобно, когда связь подвисает, и приходится просить повторить сказанное, или самой еще раз повторять. И дети часто очень хотят встретиться вживую. Иногда это получается, когда семья приезжает в Петербург.  И это очень радостные встречи. 

 

 

 

Сценарии работы

Работа с клиентом начинается с момента обращения. Когда новый клиент пишет мне или звонит, мы договариваемся о формате консультации:

 

  • Если это родители маленького ребенка - до 3х лет, я могу предложить отдельную консультацию без ребенка. Да и вся дальнейшая работа может строиться через родителей. Чем младше ребенок, тем большая часть его жизни определяется взрослыми, которые рядом. И работать с ребенком наиболее продуктивно через изменение среды, в которой он находится.
  • Если ребенку больше 4,5, я приглашаю на первую консультацию родителей вместе с ребенком. От 3х до 4,5 лет - спорный возраст, тут мы решаем индивидуально.
  • Если родители обращаются по поводу отношений братьев и сестер, на первую консультацию приходят все вместе, и потом мы можем заниматься с обоими детьми вместе (больше 2х сиблингов пока что ко мне одновременно не приходили). 

 

Есть ситуации, за которые я не берусь и перенаправляю к другим специалистам. Например, расстройства пищевого поведения - мне проще перенаправить такого клиента к профильному специалисту. Если какие-то вопросы пищевого поведения всплывают, я с ними готова работать. Но когда на стадии записи я понимаю, что это это основная проблема, то я считаю, что работа с профильным специалистом будет эффективнее, и лучше с этого и начать.

 

Иногда перенаправляю к другому специалисту после первой консультации. Это могут быть логопед, невролог, психиатр. Современная психиатрия в большом объеме работает с психически здоровыми пациентами, так что бояться этого не нужно. Иногда для поддержки ребенка нужна и медикаментозная терапия, прописывать которую может только врач.

 

Также я могу предложить родителям рассмотреть возможность личной терапии. При этом для ребенка и родителя нужны два разных специалиста.