4 принципа, которые помогут вам научить своего ребенка управлять своими эмоциями

Вы смотрели мультфильм “Головоломка”? Я часто с его помощью на консультациях и детям, и взрослым рассказываю о чувствах.

Помните, 5 главных героев внутреннего мира девочки: радость, печаль, гнев, страх и брезгливость?

Поведение ребенка - это всего видимая часть айсберга. Есть и подводная, которая не столь очевидна.

Большую ее часть составляют эмоции. А ниже, под эмоциями, лежат потребности. Удовлетворение или неудовлетворение той или иной потребности и рождает эмоцию.

 

Когда ребенок ведет себя агрессивно, тревожится, плачет или замыкается в себе, “воспитывать" его на уровне поведения - бесполезно. Только сделав что-то с эмоциями, мы можем изменить ситуацию. Я расскажу вам, как это можно сделать, но сначала - 3 факта об эмоциях.

 

1. Нет плохих и хороших эмоций

 

Радость - это прекрасно. Печаль, гнев, страх - это негативные эмоции, от которых нам часто хочется избавиться, особенно - в собственном ребенке. Было бы здорово, если бы он радовался жизни, был спокойным и смелым… Стоп.

Если отрицательные эмоции у нас есть, может быть, они зачем-то нужны?

Да, нужны.

 

Печаль помогает понять, что для нас важно.

Гнев помогает достигать чего-то в жизни и защищать себя.

Страх - быть бдительными и выходить из опасных ситуаций.

Брезгливость (отвращение) - отказываться от того, что нам не нужно.

 

2. Эмоции амбивалентны

 

Можно одновременно любить человека и жутко на него сердиться. Знакомо каждой маме, да?

Можно одновременно очень хотеть что-то сделать и бояться. Радоваться и, в то же время, немного грустить.

 

Психологи считают, что в каждой ситуации человек может испытывать весь спектр эмоций.

Эмоции - это как краски, с помощью которых написана картина. Каких-то побольше, каких-то поменьше, но все они есть, просто мы не всегда их осознаем и даем себе почувствовать.

 

3. Дети плохо разбираются в эмоциях

 

Они могут не понимать, какие эмоции испытывают окружающие их взрослые. Почти наверняка они ничего не знают об амбивалентности: “Если мама на меня кричит, значит - не любит”

 

Они не осознают, какие эмоции испытывают сами, им сложно объяснить свое состояние словами. Дети, особенно маленькие, не могут объяснить, что с ними происходит сейчас и не могут понять, что им на самом деле нужно, чтобы почувствовать себя лучше.

Если бы это было иначе, трехлетка, возвращаясь с прогулки, не закатывал бы истерику, а спокойно сказал:

- Мама, мне что-то грустно. Похоже, что я очень проголодался, пойдем скорей домой!

 

Как же ребенок может научиться быть более эмоционально компетентным? На нашем примере и с нашей помощью. Будет очень здорово, если у нас получится научить детей управлять своими эмоциями.

 

 

Как мы можем помочь?

 

1. Постараться в сложных ситуациях понять, какую эмоцию испытывает ребенок, и проговорить ее

Простой пример: вас на прогулке облаяла большая собака, и малыш горько заплакал. Проговорите, что произошло, и обязательно назовите его эмоцию:

 

- Эта большая собака так резко выпрыгнула и так громко залаяла. Ты, должно быть, страшно испугался!

 

Эта техника называется “активное слушание”. Подробнее про нее можно посмотреть в этом видео

 

2. Разрешать ребенку выражать отрицательные эмоции

Помните: нет плохих эмоций.

Осуждать можно поведение, но не чувства.

Если они возникли, значит, был на то повод.

Вы уверены, что третья конфета будет абсолютно лишней, и имеете полное право в ней отказать, а ребенок имеет право в связи с этим расстроиться и поплакать.

 

3. Делиться своими чувствами

Можно и нужно с ребёнком делиться своими чувствами, и не только приятными. Особенно если это чувства по поводу самого ребёнка. Если делать это в корректной форме, то вы ему не навредите.

Эта техника называется “я-сообщение”, подробнее вы можете посмотреть про неё в этом видео.

Основной Ее принцип таков: говорите о себе, своих чувствах, а не оценивайте ребёнка.

“Ты-сообщение” воспринимается как критика и повод обидеться. “Я-сообщение” психологически воспринимается как информация, которую можно принять к сведению. При этом оно может быть не менее эмоционально.

 

Ты-сообщение:

- Что же ты за человек такой! Опять вывел меня из себя, почему игрушки здесь валяются?!

 

Я-сообщение:

- Меня безумно раздражает, когда игрушки лежат не на месте, валяются по коридору, и я постоянно о них спотыкаюсь.

 

4. Быть рядом

Не бросайте ребёнка, охваченного сильными эмоциями, одного. Просто побудьте рядом, обнимите его, погладьте или просто посидите вместе, пока он плачет или кричит. Если вы уходите, ребёнок чувствует угрозу вашим отношениям, и его чувства становятся ещё интенсивнее и запутаннее.

Также и радуйтесь - вместе, не отвлекаясь ни на что.

Таким образом вы поможете ему справиться со своими эмоциями. И укрепите ваши отношения, дав понять ребёнку, что принимаете его таким.

 

Поступая таким образом, мы станем ближе своим детям, и услышанный гнев направится в мирное русло, разделённая печаль вдвое уменьшится, а радость вырастет в два раза.

Будем на связи!

 

Подпишитесь на мою рассылку. Я присылаю дайджест с новостями блога: новыми публикациями, моими текущими проектами - вебинарами, онлайн курсами, прямыми эфирами. Письма приходят не чаще раза в месяц.

Здесь, на сайте, я выкладываю длинные статьи. Подписывайтесь на мой инстаграм, чтобы читать мои небольшие заметки и участвовать в обсуждении в комментариях.